Слухи о нарастающих китайских проблемах заполняют западные СМИ. Особенно часто этой осенью сообщалось и сообщается о ситуации в Гонконге, где демонстрации сотен студентов якобы угрожали стабильности страны. Публикация германской Der Spiegel в октябре по этому поводу носила очень характерный заголовок: «Почему массовые протесты в Гонконге могут обрушить мировую экономику».

На пару порядков меньше волнует западных журналистов более серьезная ситуация в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. А ведь совсем недавно – в августе 2014 г. – в очередном конфликте там погибло более 90 человек, среди них 59 «террористов».

Но нам более запомнились иные, сравнительно малоизвестные сообщения. К примеру, о том, как пару лет назад прошла массовая акция протеста против сооружения нового металлургического завода в городе Шифан (провинция Сычуань). Участие в ней приняли, по китайским оценкам, около 430 тыс. человек! При этом участники акции разбивали машины и окна правительственных учреждений, вступали в стычки с полицией. Причина столь массовых выступлений – опасения жителей за экологию региона, изъятие земельных участков и т.п., а заодно – и экономические требования разного вида. Причем именно они не раз и не два выводили на улицы многие тысячи китайских горняков и металлургов в разных регионах страны. И самые массовые протесты в Китае всегда были связаны не с политикой, а с вопросами личного благосостояния людей (особенно – при закрытии и открытии, приватизации и реорганизации предприятий).

Естественно, что личное благополучие металлургов и металлургической отрасли Китая в целом сейчас связано не столько с политикой, сколько с экономической конъюнктурой стального рынка. А оно напрямую определяется состоянием дел у основных потребителей металла. В первую очередь это китайское строительство (жилищное, индустриальное, инфраструктурное), а также наиболее металлоемкие отрасли машиностроения КНР. С них и начнем…

Строительные реалии

Слухи о том, что строительный рынок, как и вся стройиндустрия Китая, в последние годы находится в серьезном кризисе, оказались преувеличенными. Незаселенные новые микрорайоны ряда китайских городов, показанные в кадрах многих телехроник, оказались скорее исключением, нежели правилом. Темпы нового строительства в КНР уже многие годы не снижаются (рис. 1).

Рис. 1

Источники: National Bureau of Statistics of China (NBSC)

По прогнозу на текущий год (исходя из темпов за 9 месяцев), общий объем нового строительства в КНР вновь вырастет. В этот раз – на 12,25%, до 12,7 млрд кв. м, а объем завершенного в 2014 г. строительства – на 7,08%, до 5,5 млрд кв. м зданий и сооружений. Кстати, это в 20 раз больше, чем прогнозируется построить за год в России.

Отметим, что ряд кредитно-финансовых ограничений, предпринятых в последние годы властями КНР для предотвращения перегрева строительного рынка в стране (о чем много писала мировая и российская пресса), в действительности сказался на весьма немногих показателях стройиндустрии. Самый заметный эффект – некоторое сокращение доли «незавершенки» в китайском строительстве (с 75 до 70%), что весьма благоприятно для отрасли в целом.

Данные изменений фактических объемов финансовых инвестиций в строительство КНР мы в данной статье анализировать не будем. Их точность (с учетом частных строек и нецелевого расходования бюджетных средств) вызывает большие сомнения. Однако сверим цифры динамики строительства в этой стране с самым необходимым – производством основных строительных материалов в КНР (рис. 2).

Рис. 2

Источники: NBSC, CISA

Отметим, что в 2005–2010 гг. динамика развития производства металлопроката в КНР, на первый взгляд, существенно обгоняла спрос стройиндустрии.